Перейти к основному содержанию

Запись блога пользователя «Владислава Махинова-Архипова»

Обзор основных практических нововведений в контрактную систему, вступающих в силу в 2022 году

Краткий перечень изменений:

  • Конкурентные способы
  • Запрос котировок
  • Универсальная
    предквалификация и требования к участникам
  • Гарантии
  • Извещение и отмена
    закупки
  • Заявка на участие в
    закупке
  • Преференции при
    заключении контракта с организацией инвалидов или учреждением (предприятием)
    УИС
  • Оформление приемки
  • Односторонний отказ

 

 

Технические изменения в части работы в ЕИС

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Типовые контракты

В ЕИС больше нет библиотеки
типовых контрактов (абз. 2 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В ЕИС была библиотека типовых
контрактов, обязательных к применению (п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Размещение документов

ЕИС содержит не только документы,
которые заказчик обязан разместить по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, но и
те, которые обязан сформировать

(абз. 4 подп. «б» п. 4 ст. 5
Закона № 360-ФЗ)

ЕИС содержал только те документы,
которые заказчик обязан разместить (п. 17 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Размещение документов

Техническая правка размещения
документов (подп. «в» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

(Ч. 4 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Согласие на обработку данных

Согласие на обработку персональных
данных не нужно для закупок  (подп. «г»
п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Часть статьи была посвящена тому,
где размещается информация из ЕИС  (ч.
5 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

РИС

Нельзя создавать любые
информационные системы в сфере закупок, не интегрированные с ЕИС (подп. «е»
п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

РИС находились в списке
исключений, они не были обязаны интегрироваться с ЕИС (ч. 11 ст. 4 Закона №
44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Документооборот в закупках

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Срок хранения документов

Документы по закупкам обязали
хранить не менее 6 лет (подп. «з» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не было сроков
хранения документов. Пользовались Законом об архивном деле (ч. 15 ст. 4
Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

ЭЦП, иностранные участники

Иностранные участники подписывают
документы ЭЦП, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным
стандартам и признаны в России

(подп. «в» п. 5 ст. 5 Закона №
360-ФЗ)

Было указано, что все участники,
кроме иностранных, получают ЭЦП в УЦ

(ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Формы документов

Ввели единую форму для всех
документов, которые размещают в ЕИС, на площадках. Например описание ТРУ,
спецификации итд.
Требования к документам разработает Правительство (подп.
«г» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было единых форм, но у
Правительства было право установить требования к документам, которые
размещали в ЕИС (ч. 3 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022

Приоритет информации

Если данные из ЕИС противоречат
данным, которые предоставляют участники контрактной системы, то приоритет
будет в пользу информации в ЕИС (подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Общей нормы не было, только ФАС
(ч. 4 ст. 5 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Время размещения

Документы через 1 час после
размещения в ЕИС или на площадке должны быть доступны для ознакомления (например
технические сбои в ЕИС)
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было (ч. 4 ст. 5 Закона №
44-ФЗ)

1 января 2022 года

Уведомление об изменениях

Если в извещение внесены
изменения, то об этом оператор площадки не позднее 1 часа сообщает всем, кто
подал заявки или направили запросы разъяснений (подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона №
360-ФЗ)

Нормы не было (ч. 6 ст. 5 Закона №
44-ФЗ)

1 января 2022 года

Конфиденциальность

Оператор обеспечивает
конфиденциальность участника закупки, кроме малых закупок в электронной форме
(подп. «д» п. 5 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было (ч. 6 ст. 5 Закона №
44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Приоритеты: уголовно-исполнительная система, инвалиды, смп и сонко

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Объект закупки

Запретили закупать у УИС и
организаций инвалидов товары не из утвержденного перечня (п. 15 ст. 5 Закона
№ 360-ФЗ)

Нормы не было, но на практике
действовало (ст. 28, 29 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Квота по закупке у СМП и СОНКО

Не менее, чем 25% от СГОЗ (статья 2 Закона №277-ФЗ(Используем
вариант привлечения субподрядчиков) Отчет с новым объемом в 2023 году!

Норма была не менее, чем15% от
СГОЗ (часть 1 статьи 30 Закона №44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

 

Механизм предоставления
преимущества

Объем закупок должен
быть не менее 15 % от СГОЗ.

1. установление
ограничения, в соответствии с которым принять  участие в конкурентной
закупке могут только СМП или СОНКО  (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

НМЦК не должна
превышать 20 млн. рублей.

2. установление
требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или
СОНКО, об обязательном  привлечении к исполнению контракта субподрядчиков
из числа  СМП, СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона № 44ФЗ).

НМЦК не ограничена.

Согласно постановлению
Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466  объем привлечения - не менее 5 % от
цены контракта.

 

Сокращение способов закупок

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Способы

закупок

Сократили способы закупок.

Оставили:

1) конкурсы (открытый конкурс
в электронной форме);

2) закрытый конкурс, закрытый
конкурс в электронной форме; 

3) аукционы (открытый аукцион в
электронной форме); 

4) закрытый аукцион, закрытый
аукцион в электронной форме;

5) запрос котировок в электронной
форме;

6) малая электронная закупка у
единственного поставщика; 

7) электронный запрос котировок с
НМЦК до 3 млн руб. и до 20 процентов от СГОЗ, но не более, или 100 млн руб.
для тех, у кого прошлогодний СГОЗ не более 500 млн руб.

(п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Было 11 способов:

1) конкурсы (открытый конкурс в
электронной форме); 

2) закрытый конкурс; 

3) закрытый конкурс в электронной
форме; 

4) аукционы (открытый аукцион в
электронной форме); 

5) закрытый аукцион; 

6) закрытый аукцион в электронной
форме; 

7) запрос котировок в электронной форме; 

8) бумажный запрос котировок; 

9) электронный запрос предложений. Лимит не
более 10 процентов от СГОЗ

(ст. 24 Закона № 44-ФЗ)

1 января

2022 года

 

Совместные закупки и централизация закупок

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Совместные закупки

Порядок проведения теперь указан в
Законе № 44-ФЗ. Участник подает предложение о сумме цен всех контрактов. Цену
определяют пропорционально. Если закупка не состоялась и контракт заключают с
единственным поставщиком, то каждый заказчик совместной закупки согласовывает
контракт отдельно

(п. 12 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Порядок совместных аукционов был
указан в отдельном постановлении Правительства.

В порядке не было указано, каким
образом

согласовывать контракты, а также
как поставщик предлагал цену

(ст. 25 Закона № 44-ФЗ)

1 января

2022 года

Централизация закупок

Можно централизовать закупки бюджетных
учреждений

Ранее можно было в основном
централизовать закупки органов власти и казённых учреждений

1 января

2022 года

 

 

Порядок проведения открытого
конкурса

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Общие положения

Теперь заказчики проводят конкурс
только в электронной форме (п. 30 ст. 5 Закона № 360ФЗ, ст. 48, 54.1 Закона №
44-ФЗ, ч. 43, 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Заказчики могли проводить открытый
конкурс в бумажной форме по статьям 111–111.1 Закона № 44-ФЗ, а также
конкурсы в электронной форме (ст. 48–52 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Извещение и конкурсная документация

Для проведения конкурса заказчики
размещают в ЕИС только извещение (п. 30 ст. 5 Закона № 360ФЗ)

Для проведения открытого конкурса
в электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение и документацию (ч. 1
ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Сроки рассмотрения первых частей
заявок

Независимо от НМЦК закупки
заказчики должны рассмотреть первые части заявок в течение двух рабочих
дней
со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на
конкурс.

Исключения:

1) научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы;

2) на создание произведения
литературы или искусства;

3) работы по сохранению
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России;

4) работы по реставрации музейных
предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ,
документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в
состав библиотечных фондов;

5) работы, услуги, связанные с
допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов,
библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам
обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных
коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

По перечню выше – заявки рассматривают
в течение пяти рабочих дней 
с момента окончания срока подачи заявок
(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заявки рассматривали в зависимости
от НМЦК:

1) пять рабочих дней или менее

НМЦК ˃ 1 млн руб.;

2) один рабочий день

НМЦК ≤ 1 млн руб.;

3) 10 рабочих дней или менее, вне
зависимости от НМЦК, если закупали товары, работы услуги в сфере науки,
культуры или искусства

(ч. 1 ст. 54.5, ч. 3, 4 ст. 48
Закона № 44-ФЗ)

1 января2022 года

 

Сроки рассмотрения вторых частей
заявок

Независимо от НМЦК закупки
заказчики рассматривают, оценивают и формируют протокол в течение
двух рабочих дней 
со дня, следующего за днем подачи вторых частей
заявок  (п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Вторые части заявок рассматривали
в сроки:

1) три рабочих дня или менее при

НМЦК ˃ 1 млн руб.;

2) один рабочий день при

НМЦК ≤ 1 млн руб.;

3) пять рабочих дней или
менее вне зависимости от НМЦК, если закупали товары, работы, услуги в сфере
науки, культуры или искусства  (ч. 11
ст. 48, ч. 1 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ)

 

1 января 2022 года



 

Порядок проведения аукциона

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Извещение и аукционная документация

Для проведения аукциона заказчики
размещают в ЕИС только извещение  (п.
30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для проведения аукциона в
электронной форме заказчики размещали в ЕИС извещение и документацию  (ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Порядок проведения

Заказчики рассматривают заявки
участников один раз 
и только после получения от ЭТП протокола подачи

ценовых предложений (п. 30 ст. 5
Закона № 360-ФЗ)

Заказчики рассматривали сначала
первые части заявок, а вторые части заявок рассматривали после получения от
ЭТП протокола подачи ценовых предложений (ч. 3, 4 ст. 49, ст. 67–69 Закона №
44-ФЗ)

 

1 января 2022 года

Время приема ценовых предложений

С начала подачи ценовых
предложений время приема ценовых предложений теперь составляет 4 минуты.
При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна
превышать 5 часов 
с начала аукциона

(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Время приема ценовых предложений
составляло 10 минут. Предельное время проведения аукциона не устанавливалось

(ч. 11 ст. 68, подп. 5 ч. 3 ст.

49 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

 

Порядок проведения запроса
котировок

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Общие положения

Теперь заказчики проводят запрос
котировок только в электронной форме

(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики в случаях,
предусмотренных Законом № 44ФЗ, могли проводить бумажный запрос котировок (ст.
50, 72–79 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Годовой объем закупок

НМЦК не превышает 3 млн.
руб
. Годовой объем закупок запросом котировок составляет до 20
процентов 
от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении
заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб. (п. 9 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Годовой объем закупок составлял до
10 процентов от СГОЗ (ч. 10 ст. 24, ч. 2 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Сроки проведения

Срок подготовки итогового
протокола составляет два рабочих дня после даты окончания
подачи заявок. Остальные сроки остались без
изменения

(п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Срок подготовки итогового
протокола составлял один рабочий день после даты окончания срока подачи
заявок (ч. 3 ст. 50, ч. 10 ст. 82.1 Закона

№ 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

 

Независимо от НМЦК и
годового объема закупок, в случае 
закупки товаров, необходимых для
нормального жизнеобеспечения граждан, если выдано предписание об устранении
нарушения закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта,
расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке закупок
заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства закупок
лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским
показаниям закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки,
необходимых для олимпийской команды России закупок услуг по защите интересов
Российской Федерации в международных судах закупок изделий народных
художественных промыслов закупок жилых помещений для детей сирот и детей. 

 

Основания для признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся

Предмет
изменений

Будет

Было

Дата
вступления в силу

Случаи для
несостоявшейся закупки

Определили единые шесть
случаев, 
когда
открытая конкурентная закупка не состоялась:

1) подана только одна заявка;

2) только одна заявка допущена;

3) не подано ни одной заявки;

4) комиссия отклонила все заявки;

5) все участники, не
отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;

6)  заказчик отказался
заключить контракт с единственным участником.

Основания для признания открытой
конкурентной закупки несостоявшейся перечислены в

пункте 1 статьи 5 Закона № 360-ФЗ

Для каждого способа были случаи,
когда нужно было признать закупку несостоявшейся. Например, для электронного
аукциона четыре случая: 

1) не допустили или не было подано
ни одной заявки;

2) допустили только одну заявку
либо была подана только одна заявка; 

3) участники аукциона не сделали
ни одного предложения о снижении цены контракта;

4) победитель аукциона и второй
участник уклонились или отказались от заключения контракта.

Основания содержались в разных
нормах Закона № 44-ФЗ в зависимости от способа закупки

(ч. 16 ст. 54.4, ч. 16 ст. 66, ч.
6 ст. 77 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Особенности конкурса и аукциона,
если закупка не состоялась

Установили специальный
порядок проведения открытого электронного конкурса и аукциона, если подана
только одна заявка:

1. Не позднее 1 часа с момента
окончания срока подачи заявок оператор направит заявку заказчику.

2. Не позже двух рабочих дней
после окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов
комиссия рассматривает заявку и подписывает протокол на площадке.

3. Оператор в течение 1 часа
размещает протокол в ЕИС.

4. В электронном конкурсе оценивать
единственную заявку по критериям оценки не нужно. 

5. Участник закупки может
направить запрос о разъяснении итогового протокола.

6. Если комиссия допустила заявку,
то контракт заключается с единственным поставщиком по пункту

25 части 1 статьи 93 Закона №
44-ФЗ (ч. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если на участие в аукционе
подавалась только одна заявка и ее признавали соответствующей, то заказчик
заключал контракт с таким участником по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона №
44-ФЗ (п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Особенности для конкурса по
результатам рассмотрения первых частей заявок

Установили специальный порядок
проведения конкурса. Если по результатам рассмотрения первых частей заявок
допущена только одна заявка
:

1. Не позднее 1 часа с момента
получения протокола оценки первых частей заявок оператор направит вторую и третью
части заявки.

2. Не позже двух рабочих дней
после получения всех частей заявки, но не позднее даты подведения итогов
комиссия рассматривает заявку и подписывает итоговый протокол на площадке.

3. Оператор в течение 1 часа
размещает протокол в ЕИС.

4. Оценивать заявку по
критериям оценки не нужно.

5. Участник закупки может
направить запрос о разъяснении итогового протокола.

6. Если комиссия допустила заявку,
то контракт заключается с единственным поставщиком по пункту 25 части 1
статьи 93 Закона № 44-ФЗ

(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если по результатам рассмотрения и
оценки первых частей заявок комиссия допускала только одну заявку, то
контракт заключали по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2, 5
ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ)

 

1 января

2022 года

 

Причины несостоявшейся
конкурентной закупки

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Причины несостоявшейся конкурентной закупки

Если конкурентная закупка не
состоялась по одной из трех причин:

1) комиссия отклонила все заявки;

2) все участники, не
отозвавшие заявки, признаны уклонившимися; 

3) заказчик отказался заключить
контракт с единственным участником. В перечисленных случаях заказчик проводит
новую закупку или у единственного поставщика по пункту 25 части 1 статьи 93
Закона № 44-ФЗ

(ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Если конкурентная закупка
признавалась несостоявшейся, то при:

1) запросе котировок заказчик мог
провести новую закупку или у единственного поставщика по пункту 25 части 1
статьи 93 Закона

№ 44-ФЗ (ч. 15 ст. 82.1 Закона №
44-ФЗ);

2) конкурсе комиссия
продлевала срок подачи заявок на 10 дней (ч. 3 ст. 55.1 Закона №
44-ФЗ); 

3) аукционе заказчик проводил
запрос предложений в электронной форме, новый аукцион или определял
поставщика другим способом

(ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года. До 1 апреля
2023 года контракт с единственным поставщиком можно заключить без ЕИС

 

 

Закупки у единственного
поставщика

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Закупки по НПА региональных
властей

Для закупки по пункту 6 части 1
статьи 93 Закона № 44-ФЗ региональные акты не будут определять исключительную
компетенцию единственного поставщика (подп. «а» п. 31
ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Полномочия единственного
поставщика были установлены:

1) федеральными законами;

2) актами Президента;

3) актами Правительства;4)
законодательными актами субъекта (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 июля 2023 года

Закупки по регулируемым тарифам

Чтобы заключить контракт с
единственным поставщиком на коммунальные услуги или подключение к сетям,
регулируемый тариф не нужен (подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики применяли пункт 8 
части 1 статьи 93 Закона № 44ФЗ, когда заключали контракт по регулируемым
государством тарифам (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупка работ по сохранению объекта
культурного наследия

Работы по сохранению объекта
культурного наследия можно закупить у единственного поставщика (подп. «а» п.
31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Основания не было (п. 23 ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупка услуг, связанных с
командировкой

Закупить услуги, которые связаны с
командировкой работника, можно для участия в официальных физкультурных и
спортивных мероприятиях (подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было (п. 26 ч. 1 ст. 93
Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Закупки для выборов и референдумов

У единственного поставщика можно
закупить любые ТРУ для подготовки и проведения выборов, референдума, для
деятельности избирательной комиссии, комиссии референдума. Перечень ТРУ
утверждает Правительство по предложению ЦИК (подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона №
360-ФЗ)

Пункт 30 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ содержал исчерпывающий перечень ТРУ:

1) бюллетени;

2) открепительные
удостоверения;

3) специальные знаки и марки;

4) информационные материалы,
которые размещают в помещениях избирательных комиссий, комиссии референдума
или помещениях для голосования;

5) услуги доставки избирательной
документации, других документов и отправлений, которые нужны для выборов и
референдумов.  Поставщика определяло Правительство по предложениям высших
исполнительных органов государственной власти субъектов и ЦИК (п. 30 ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ)

 1 апреля
2023 года

Закупка российских товаров и услуг

Заказчик может закупить не только
товары, которые произвели на территории субъекта по государственному
контракту, но и услуги, которые окажут с использованием имущества. При этом
такое имущество должно быть создано или реконструировано на территории
субъекта (подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчики заключали контракт с
единственным поставщиком, если закупали товар, который произвели,
модернизировали или освоили на территории субъекта РФ в соответствии с
государственным контрактом.Нельзя было закупать услуги по пункту 48 части 1
статьи 93 Закона № 44-ФЗ (п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка недвижимости

Напрямую можно приобрести здания,
нежилые помещения и земельные участки по обязательным торгам в рамках
исполнительного производства, банкротства или земельного законодательства
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Таких оснований не было (п. 57 ч.
1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка ценностей из
государственного материального резерва

У единственного поставщика можно
купить ценности, которые выпущены из государственного материального резерва
(подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Такого основания не было (п. 58 ч.
1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупки дипломатическими
представительствами и консульствами

Разрешили малые закупки любых ТРУ:

1) дипломатическим
представительствам РФ;

2) консульским учреждениям
РФ;

3) торговым представительствам
РФ;4) представительствам РФ при международных организациях (подп. «а» п. 31
ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Такого основания не было (п. 59 ч.
1 ст. 93

Закона № 44-ФЗ)

1 апреля 2023 года

Закупка спортинвентаря

Прямой контракт можно заключить на
поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки,
необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по Олимпийским и
Паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ
в Олимпийских играх и Паралимпийских играх, в международных спортивных
соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных и спортивных мероприятий (подпункт «а» пункта 31
статьи 5 Закона № 360ФЗ)

Контракт на поставку такого товара
заключали через запрос предложений в электронной форме (ч. 2 ст. 83.1, п. 60
ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

1 апреля

2023 года

Обоснование цены у единственного
поставщика

Во всех случаях заказчик должен
определить цену контракта с единственным поставщиком по правилам Закона №
44-ФЗ. Обосновать цену и включить обоснование в контракт нужно по пунктам 3,
6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30–35, 37–41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона
№ 44-ФЗ (подп. «б» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Обоснование цены включали в
контракты с единственным поставщиком по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23,
30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 4 ст. 93
Закона № 44-ФЗ)

1 апреля

2023 года

Электронные малые закупки

В закупке до 3 млн руб. у
единственного поставщика заказчик устанавливает единые и дополнительные
требования к участникам закупки только при их наличии (п. 31 ст. 5 Закона №
360-ФЗ)

Заказчик устанавливал единые
требования к участникам закупки у единственного поставщика до 3 млн руб.

1 апреля

2023 года

Обязанности оператора ЭП в закупке
до 3 млн руб.

Оператор площадки прекращает
блокирование количества товара, если заказчик признает победителя
уклонившимся или откажется от заключения контракта.Срок составляет 1 час с момента,
когда оператор опубликует соответствующий протокол (подп. «д» п. 31 ст. 5
Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было

1 апреля 2023 года

Электронный контракт с
единственным поставщиком

Контракт с единственным
поставщиком по пунктам 2, 6 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44ФЗ можно
заключить в ЕИС. При этом включать сведения в реестр контрактов и исполнять
контракт нужно по правилам для электронных процедур (подп. «е» п. 31 ст. 5
Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было

1 апреля 2023 года

 

Новые правила работы закупочной комиссии

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Количество членов комиссии

В комиссии должно быть не
менее трех человек
(п. 24 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В комиссии должно было быть не
менее пяти человек (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Дистанционные заседания

Можно проводить заседания комиссии
по видеоконференцсвязи (п. 24 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было (ч. 8 ст. 39 Закона
№ 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Единые, дополнительные требования и предквалификация

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Область применения

Единые требования для участников
закупок распространяются не только на конкурентные закупки, но и на закупки у
единственного поставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 части 1
статьи 93 Закона № 44-ФЗ см. след слайд (п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не было указано,
что единые требования распространяются в том числе и на закупки у
единственного поставщика (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Предквалификация

В случае если НМЦК выше 20 млн
руб., то допускают только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом или
договором по Закону № 223-ФЗ с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние
три года (п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

 Такого
требования не было (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Единые требования для
участников закупок распространяются не только на конкурентные закупки, но и на
закупки у единственного поставщика по пунктам 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59
части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (п. 17 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

1.    Осуществление закупки до 600 тыс. рублей

2.    На оказание услуг по
реализации входных билетов

3.    Осуществление закупки
товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума

4.    Заключение Росстатом
контрактов на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных
статистических данных

5.    Осуществление
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти закупок работ по
изготовлению акцизных марок

6.     Осуществление
закупки работ по модернизации информационных систем для деятельности палат
Федерального Собрания Российской Федерации

7.    Осуществление закупок
дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской
Федерации, торговым представительством Российской Федерации

 

Правила описания объекта
закупки

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Документы

Исключили документацию о закупке.
Осталось описание объекта закупки (п. 19 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Требования устанавливались к
документации и описанию объекта закупки (ст. 33 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

 

Изменение структуры извещения

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Состав

Извещение включает больше
информации. В его состав входит, например, описание объекта закупки,
обоснование НМЦК (п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Дополнительные документы

1. описание объекта закупки

2.обоснование НМЦК

3.требования к содержанию, составу
заявки

4.порядок рассмотрения и оценки
заявок

5.проект контракта

6.перечень дополнительных
требований к извещению, содержанию заявок: на оказание услуг
специализированного депозитария на выполнение работ, связанных с
осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Извещение содержало общую
информацию о закупке

(ст. 42 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

 

Обеспечительные меры

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Общие требования

Заказчики в качестве обеспечения
заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают
независимые, а не банковские гарантии (п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

В качестве обеспечения заявок,
исполнения контрактов, гарантийных обязательств заказчики принимали
банковские гарантии (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Реестр гарантий

Вместо реестра банковских гарантий
в ЕИС теперь реестр независимых гарантий (абз. 3 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона
№ 360ФЗ)

В ЕИС была библиотека типовых контрактов,
обязательных к применению (п. 9 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ)

 

1 января 2022 года

Выдача гарантии

Независимые гарантии вправе
выдать:

1)банки из утвержденного перечня;

2)государственная корпорация
развития

«ВЭБ.РФ»;

3) региональные гарантийные
организации;

4) Евразийский банк развития (для
участников из ЕАЭС)

(п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Банковские гарантии выдавали банки
из утвержденного перечня (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Действие гарантии

Исключение гаранта из перечня не
прекращает действие независимой гарантии и обязательств по независимой
гарантии (ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

Исключение гаранта из перечня
прекращает действие независимой гарантии и обязательств по независимой
гарантии

1 января 2022 года

 

Обеспечительные меры

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Общие требования

Заказчик обязан установить
требование об обеспечении заявки во всех конкурентных закупках, если НМЦК
превышает 1 млн руб. 
Предельный размер НМЦК установлен самим Законом
№ 44-ФЗ, а не постановлением Правительства

(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик был обязан установить
обеспечение заявки на участие в конкурсах и аукционах, если НМЦК превышает 5
млн руб., если иное не установлено постановлением Правительства. Постановлением
Правительства № 439 от 12.04.2018 был установлен предельный размер – 1 млн
руб.

(ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

УИС и организации инвалидов

Предельные размеры для

обеспечения заявки предприятиями
УИС 
и организациями инвалидов составляют 0,5 процента НМЦК
независимо от размера НМЦК (п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Предприятия УИС и организации
инвалидов предоставляли обеспечение заявки при НМЦК более 20 млн руб. в
размере не более 2 процентов НМЦК

(ч. 3, 17 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Срок гарантии

Обеспечить заявку можно либо
денежными средствами, либо независимой гарантией. Срок действия независимой
гарантии снизили до одного месяца с даты окончания срока подачи
заявок

(п. 27 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Обеспечить заявку можно было как
денежными средствами, так и банковской гарантией.Срок действия банковской
гарантии составлял не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи
заявок (ч. 2, 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Новый порядок отмены закупки

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Срок

Отменить электронную и закрытую
электронную закупку можно не позднее чем за один рабочий день до
окончания срока подачи заявок.

В закрытых конкурсах и
аукционах 
отменить закупку можно не позднее чем за пять
дней 
до окончания срока подачи заявок

(п. 21 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для каждого способа закупки был
свой отдельный срок отмены

(ст. 36 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

 


СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ ОПЛАТЫ ПО КОНТРАКТУ
Сокращение сроков оплаты по контракту, по результатам закупок у СМП и СОНКО

(ч. 8 ст. 30 44-ФЗ):
с 01.01.2022 – 10 рабочих дней с 01.01.2023 – 7 рабочих дней
По общему правилу

(ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ): с 01.01.2022 – 15 рабочих дней с
01.01.2023 – 10 рабочих дней

Внимание: Заказчики Москвы 
ПП №388 от 07.09.2021г.

С 1 октября 2021 года оплата будет занимать не более 10 рабочих дней с даты
подписания заказчиком документа о приемке для контрактов по закупкам у СМП и
СОНКО. Для иных контрактов – не более 15 рабочих дней. С 1 января 2022 года –
не более 7 и 10 рабочих дней соответственно.

Удержание неустойки

В контракт могут быть включены условия об удержании суммы неисполненных
поставщиком( исполнителем) требований об уплате неустоек ( пеней) предъявленных
заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, из суммы, подлежащей
оплате поставщику.
Статья 34 часть 14 пункт 2

 

Новые правила работы с контрактами

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Контракт жизненного цикла

В контракт
жизненного цикла обязательно включать стоимость жизненного цикла товара и
детализировать ее (подп. «з» п. 20
Закона № 360-ФЗ)

Не было
обязательства детализировать стоимость жизненного цикла продукта (ч. 16 ст.
34 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Стройка

Предметом одного
контракта могут быть консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта
культурного наследия

(подп. «з» п. 20
Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было

(ч. 16.2 ст. 34
Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Типовая проектная документация

Если применяется
типовая проектная документация, то объектом закупки может быть одновременно
подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и
выполнение работ по строительству объекта капитального строительства (подп.
«з» п. 20 Закона № 360-ФЗ)

Нормы не было (ч.
16.3 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года



 

Заключение контракта по итогам закупочной процедуры

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Срок размещения
проекта контракта заказчиком

Заказчику сократили

Заказчик размещает
проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позднее двух рабочих дней после
дня размещения итогового протокола закупки. Под исключение попадает запрос
котировок – 3 часа 
с момента размещения итогового протокола закупки (п.
30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик размещал
проект контракта не позднее пяти дней с даты размещения в ЕИС и на ЭТП
протокола итогов закупки (ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

Срок подписания
проекта контракта победителем

Поставщику продлили

Победитель закупки
подписывает проект контракта не позднее пяти рабочих дней после
дня размещения заказчиком проекта контракта. Под исключение попадает запрос
котировок – один рабочий день после размещения заказчиком
проекта контракта

(п. 30 Закона №
360-ФЗ)

Победитель закупки
подписывал проект контракта не позднее пяти дней с даты размещения заказчиком
проекта контракта

(ч. 3 ст. 51, ч. 3
ст. 83.2 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

Срок размещения
подписанного контракта в ЕИС

Заказчик размещает
подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение двух рабочих дней после
даты подписания контракта победителем
. При запросе котировок заказчик
размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение одного
рабочего дня после дня подписания
контракта победителем

(п. 30 ст. 5 Закона
№ 360-ФЗ)

Заказчик размещал
подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение трех рабочих дней с даты
подписания контракта победителем  (п. 3 ч. 6 ст. 50, ч. 4 ст. 51,
ч. 7 ст.

83.2 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 


Изменение, расторжение
контрактов

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Изменение существенных условий контракта

Существенные условия
контракта можно менять, даже если такое право не прописано в документации и
контракте.

Добавили право
менять объем и вид работ
. Можно однократно поменять срок по контрактам
жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и
вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Менять
стоимость можно только в пределах доведенных ЛБО.
Пункт 1 части 1 статьи
95 Закона № 44-ФЗ утратил силу (подп. «а», «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Можно было
увеличивать объем без снижения цены. Менять объем и цену можно было в
пределах 10 процентов, а изменять строительные контракты, только если
возможность была предусмотрена документацией и контрактом. При закупке у
единственного поставщика, если такая возможность была предусмотрена
контрактом. Контракты с иностранной организацией на лечение граждан можно
было менять, только если возможность предусмотрена контрактом (п. 1.1–1.3 ч.
1.6, п. 7–9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

 

Изменение, расторжение
контрактов

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Исключения при
изменении существенных условий контракта

Дополнили список
исключений, когда можно менять существенные условия контракта.

1. Можно изменить
контракт жизненного цикла со стройкой и капитальным ремонтом и контракт на
работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов
капитального строительства. Если сметная стоимость по результатам
государственной экспертизы превышает цену контракта. Менять цену
контракта можно в пределах 30 процентов.

2. Можно изменить
срок исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках срока исполнения
контракта.

3. Контракт на срок
не менее одного года. При этом предметом закупки является НИОКР и
технологические работы. Цена равна или превышает предельный размер
Правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и
препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, нужно обоснование. Изменять
объем и цену можно в пределах 30 процентов (подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

 

Оснований в Законе №
44-ФЗ не было (п. 11–13 ч. 1 ст. 95 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

 

 

Изменение, расторжение контрактов

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Существенные условия
контракта и обеспечение

Если стороны хотят
поменять существенные условия и у поставщика появились новые обязательства,
то их нужно обеспечить.

Поставщик должен
внести обеспечение контракта, но только если такое обеспечение предусмотрено
контрактом и документацией о закупке. При этом у поставщика есть право
уменьшить обеспечение в случаях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ.

Если поставщик
внесет обеспечение банковской гарантией, то не обязательно получать новую,
можно внести изменения в гарантию, которую поставщик предоставил ранее. Если
предоставлена новая гарантия, то заказчик должен отказаться от прав по
старой.

Если обеспечение
внесено деньгами, то поставщик вносит на тот же счет обеспечение
дополнительных обязательств. Если цена контракта уменьшилась, то заказчик
возвращает часть денежного обеспечения поставщику.

Если стороны
изменяют срок исполнения контракта, то нужно установить новые сроки возврата
обеспечения

(новые ч. 1.3–1.5
ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 января2022 года

 

Одностороннее расторжение
контракта

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Одностороннее расторжение заказчиком

Заказчик обязан
расторгнуть контракт, если поставщик или товар перестали соответствовать
извещению и документации (подп. «з» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Не было условия, что
поставщик и товар перестали соответствовать. Заказчик расторгал контракт,
если в ходе исполнения обнаруживал, что поставщик и товар не соответствуют
извещению и документации (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Одностороннее расторжение заказчиком

Убрали основание,
когда заказчик обязан расторгнуть контракт, если расторгнут специальный
инвестиционный контракт (подп. «з» п. 33 ст.
5 Закона № 360-ФЗ)

Заказчик обязан был
расторгнуть контракт, если расторгнут специальный инвестиционный контракт.
Заказчик при этом закупал товар, который производился по специальному
инвестиционному контракту (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Односторонее расторжение заказчиком

Информацию в РНП об
одностороннем расторжении заказчик направляет в день вступления в
силу решения заказчика 
об одностороннем отказе от исполнения
контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подп.
«и» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Информацию в ФАС
направляли в РНП в течение трех рабочих дней с момента, когда контракт
расторгнут (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)

 1 января 2022 года

 

Исполнение контракта (электронное актирование и претензии)

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Поэтапное исполнение

Если контракт
предусматривает поэтапное исполнение, то направлять информацию о ходе
исполнения, о сложностях, а также документы для приемки нужно по исполнении
каждого этапа (п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для отдельных этапов
такое требование не было установлено (ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Претензионна я работа

При применении мер
ответственности используют электронный документооборот путем направления
электронных уведомлений (п. 32 ст. 5 Закона № 360-ФЗ, новая ч. 16 ст. 94
Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 июля 2022 года

 

 

Определение понятие «Этап»
Отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства
поставщика (исполнителя), 
в отношении которого
контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку 
оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о
приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной
услуги.

 

Работа с реестром контактов

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Информация в реестре контрактов

В реестр контрактов
вносят информацию по пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (подп.
«а» п. 36 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Сведения о закупке у
единственного поставщика по  пунктам 45 и 52 части 1 статьи 93 Закона №
44-ФЗ в реестр контрактов не вносили (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

В реестр контрактов
нужно вносить контракт с прилагаемыми документами по результатам проведения
электронных процедур, закрытых электронных процедур, а также копию контракта

(подп. «б» п. 36 ст.
5 Закона № 360-ФЗ)

Вносили только копию
контракта (п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Заказчик вносит в
реестр контрактов информацию о приемке продукции, отдельных этапов исполнения
контракта с приложением документа о приемке (подп. «б» п. 36 ст. 5 Закона №
360-ФЗ)

Заказчик должен был
приложить документ о приемке, только если решил принять товары, работы,
услуги (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Информация
направляется в реестр контрактов и размещается автоматически с помощью ЕИС.
При этом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта,
соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от
исполнения контракта подписали в ЕИС.

Документы и
информация попадут в реестр не позднее трех рабочих дней со дня, следующего
за днем их подписания

(подп. «в», «г» п.
36 ст. 5

Закона № 360-ФЗ)

Заказчик вручную
вносил в реестр контрактов в ЕИС сведения и документы для реестра (ч. 3 ст.
103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Информация и
документы, которые заказчик вносит в реестр контрактов, размещаются в ЕИС.
Есть исключения:

1) закупки по
пунктам 2, 3, 4, 6 и 7 части 11, части 12 статьи 24, пунктам 7, 24, 45,52 и
56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

2) закупки,
предусмотренные пунктом 5 части 11 статьи 24

Закона № 44-ФЗ; 3)
закупки, которые не размещают в ЕИС в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона № 44-ФЗ (подп. «д» п. 36
Закона № 360-ФЗ)

Документы и
информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для
ознакомления (без взимания платы), за исключением документов и информации,
предусмотренных пунктами 7–9, 13–14 части 2 настоящей статьи, при
осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пунктами 3–5 части 2 статьи
84 Закона № 44-ФЗ

(ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация в реестре контрактов

Данные, содержащиеся
в информации и документах, предусмотренных пунктами 10 и 13 части 2 статьи
103 Закона № 44ФЗ, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета
после включения таких информации и документов в реестр контрактов в
соответствии с настоящей статьей (подп. «з» п. 36 Закона № 360-ФЗ)

В Законе № 44-ФЗ не
было ничего про регистры бухгалтерского учета (ч. 9 ст. 103 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 
 
Работа с РНП

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Информация , которую
направляют в РНП

Скорректировали
информацию, которую направляют в РНП. Вносят полное и сокращенное (при
наличии) наименования юридического лица. Если от имени иностранного
юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство, то
вносят их наименования (подп. «б» п. 37 ст. 5 Закона № 360ФЗ)

Вносили наименование
и фирменное наименование юридического лица. Уточнения про филиал и
представительство иностранного юридического лица не было (п. 1 ч. 3 ст. 104
Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация, которую
направляют в РНП

В РНП вносят номер
реестровой записи в едином реестре участников закупок при проведении
электронных процедур, закрытых электронных процедур (подп. «б» п. 37 ст. 5
Закона № 360ФЗ)

В РНП вносили объект
закупки, цену контракта и срок его исполнения (п. 4 ч. 3 ст. 104 Закона №
44-ФЗ)

1 января 2022 года

Информация, которую
направляют в РНП

В РНП больше не
вносят основания и дату расторжения контракта в случае его расторжения по
решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения
контракта. Утратил силу пункт 6 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ (подп. «б»
п. 37 ст. 5 Закона № 360ФЗ)

В РНП вносили
основания и дату расторжения контракта (п. 6 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

Работа с жалобами

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Порядок подачи жалобы

Переписали правила,
по которым участник закупки жалуется на заказчика, площадку. Часть правил
осталась прежней, но есть и изменения. Например, при электронных процедурах
жалобу можно подать исключительно с использованием ЕИС. Отозвать жалобу можно
также через ЕИС. При закрытых конкурентных закупках жалобу подают письменно.
Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации можно в течение пяти
дней, добавили право обжаловать действия оператора при размещении
предварительного предложения. Участник вправе участвовать в рассмотрении
жалобы по существу, в том числе с использованием систем видеоконференцсвязи
при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности
осуществления видеоконференцсвязи (п. 39, 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Участник подавал
жалобу в письменной форме. Правила подачи жалобы для закрытых и открытых закупок
были одинаковыми. Обжаловать действия оператора площадки при аккредитации
можно было в течение 30 дней. Про видеоконференцсвязь речи в Законе № 44-ФЗ
не было (ст. 105 Закона № 44-ФЗ, ч. 1, 2, 7 и 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ)

 

1 января 2022 года

Рассмотрение жалобы по существу

Контролеры вправе
приостановить заключение контракта при рассмотрении жалобы. Если закупка
электронная, то заключение контракта приостанавливают с помощью функционала
ЕИС. Решение по жалобе

участник получает
через ЕИС (подп. «е» п. 40 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Для того чтобы приостановить
заключение контракта, заказчику направляли требование приостановить
определение поставщика. Это делали не через ЕИС.Решение по жалобе участнику
направляли не через ЕИС (ч. 7, 8, 8.1 ст. 106 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

 

 
Особые положения

Предмет изменений

Будет

Было

Дата вступления в силу

Типовые контракты

Заказчики не должны разрабатывать
типовые контракты и типовые условия.

Используют только
контракты и условия, утвержденные федеральными органами исполнительной
власти, «Росатомом» и «Роскосмосом». Утратила силу часть 6 статьи 112 Закона
№ 44-ФЗ. (подп. «а» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ) Право установить типовые
условия контрактов подлежащие применению заказчиками при осуществлении
закупок предусмотрено только Правительству РФ.  Принятые до 01.01.2022
года типовые контракты, типовые условия контрактов могут применяться в случае
если они не противоречат утвержденным Правительством Российской Федерации
типовым условиям (ст. 34 ч.11)

Заказчики
самостоятельно разрабатывали проекты контрактов (ч. 6 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Типовые контракты

Нельзя разрабатывать
типовые контракты для субъектов РФ. Утратили силу части 7–9 статьи 112 Закона
№ 44-ФЗ (подп. «а» п. 46 ст. 5 Закона № 360ФЗ)

Если в ЕИС не было
типовых контрактов, типовых условий, разрешалось устанавливать типовые
контракты и условия для субъектов РФ. Документы размещали в региональных
информсистемах. После того как в ЕИС появлялись нужные контракты,
использовать региональные запрещалось (ч. 7–9 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

1 января 2022 года

Фиксация действий на
площадке и в ЕИС

Государственная
информационная система, которая осуществляет мониторинг и фиксирует действия,
бездействие участников контрактной системы в ЕИС и на электронной площадке,
начнет работу поэтапно в соответствии с порядками, установленными
Правительством (подп. «б» п. 46 ст. 5 Закона № 360ФЗ)

Информационная
система должна была начать фиксировать нарушения с 1 января 2020 года

1 января 2022 года

Особенности закупки стройки

Больше не действуют
особенности, которые заказчики применяли, когда закупали строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

Утратила силу часть
68 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (подп. «ж» п. 46 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

 Особенности
действовали до 1 января 2024 года для закупок открытым конкурсом в
электронной форме, если в описание объекта закупки заказчик включал проектную
документацию

(ч. 68 ст. 112 Закона № 44ФЗ)

1 января 2022 года

Объекты культурного наследия

Действия Закона №
44-ФЗ, которые касаются объектов культурного наследия народов РФ, также
применяют к выявленному объекту культурного наследия (подп. «з» п. 46 ст. 5
Закона № 360-ФЗ, новая ч. 69 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Нормы не было

1 января 2022 года

 

  • Поделиться