Как контрактному управляющему избежать штрафа? Тактика ДО и ВО ВРЕМЯ проверки
Тактика минимизации штрафов
Какие бывают штрафы по 44-ФЗ
Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчиков привлекают к ответственности: административной или уголовной (ст. 107 44-ФЗ).
Штрафные санкции к заказчику применят за нарушение 44-ФЗ на любом этапе закупки:
1. При планировании закупок и составлении планов-графиков;
2. Выборе способа закупки, расчете НМЦК;
3. Во время проведении закупки, заключения и оплаты контракта;
4. При ведении реестра контрактов;
5. При исполнении контракта.
Санкции для заказчиков предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно нему, заказчикам назначают штраф, в редких случаях могут назначить дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Привлечь сотрудника
к ответственности могут и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения —1 год.
Штрафы организациям назначают реже, потому что тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если правонарушение серьезное, то к ответственности привлекут и сотрудника, и организацию.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. рублей, для юрлица заказчика — 300 тыс. рублей.
Часть 1
«Проще предупредить, чем потушить» или какие документы нужно заранее утвердить в учреждении.Контроллеры предпочитает работать по направлениям, где можно не просто выявить нарушение, а составить протокол и наложить штраф. Выводы проверки, которые будут оспариваться в суде – пустая трата времени и нервов проверяющего. Перед наложением взыскания специалист обязательно запросит должностные инструкции, положение о контрактной службе. В интересах контрактника заранее правильно составить эти документы.
Зона ответственности контрактного управляющего (далее КУ) очень широкая. Контрактник отвечает за всю закупочную процедуру: от планирования до исполнения контракта. Да, за то, что в учреждение поставят именно «тот товар», ответственность тоже несет контрактный управляющий. А это означает, что помимо того, что закупку нужно запланировать, составить закупочную документацию, правильно указать все характеристики, заключить контракт, нужно еще и проследить за приемкой, что в итоге привезли! Не забыть разместить информацию в реестре контрактов, напомнить бухгалтерии чтобы вовремя оплатили.
Шаг 1
В должностной инструкции четко прописываем, в каких случаях контрактный управляющий несет ответственность и как можно подробнее описываем взаимодействие с другими службами учреждения.Разберем, наказание за срыв сроков оплаты по контракту
Заказчики должны оплачивать контракты в четкие сроки. Правила устанавливает ст. 34 Закона № 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 календарных дней со дня подписания актов о приемке,
для закупок среди СМП — до 11 рабочих дней. Если нарушить сроки, то должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности по ст. 7.32.5 КоАП.
Наказание назначат сотруднику, который нарушит порядок оплаты, — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его дисквалифицируют на срок от 1 до 2 лет.
Как контрактному управляющему избежать штрафа?
Прописать в должностных инструкциях, приказе, положении о приемке, что оплату по контрактам с соблюдением сроков оплаты осуществляет финансовая служба учреждения, на основании документов о приемке ТРУ по контрактам. Документы о приемке передаются в финансовую службу членом приемочной комиссии либо КУ в течение стольки-то дней. Во избежание «недоразумений» советуем предусмотреть как фиксируется передача документов в бухгалтерию.
КУ документы о приемке передал, далее бухгалтер отвечает за сроки оплаты. Привлечь КУ за несоблюдение сроков оплаты по контракту будет крайне сложно. И не нужно будет ругаться с бухгалтерией, по сто раз им напоминая о штрафах за просрочку.Вывод: Правильно составленная должностная инструкция - друг контрактника. Чем подробнее распишем организацию процесса планирования, приемки, исполнения контракта, тем лучше будет настроено взаимодействие между сотрудниками учреждения, тем реже «крайним» будет КУ.
Шаг 2
Создаем в учреждении постоянно действующую приемочную комиссию.
В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона №44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракт может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5-ти человек. Для КУ создание комиссии выход единолично не отвечать за всю приемку по контрактам. Во-первых, КУ не может быть специалистом во всех сферах жизни. Приемку медикаментов грамотно осуществят медики, приемку продуктов питания – сотрудники столовых, приемку строительных работ – специалист со знаниями в сфере строительства итд. Во-вторых КУ не может одновременно находится в нескольких местах. Если в учреждении несколько подразделений, приемочную комиссию желательно иметь в каждом.При приемке члены приемочной комиссии обязаны проверить соответствие ТРУ контракту, а в случае обнаружения нарушений, препятствующих приемке, составить в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Разберем, наказание за нарушения при приемке
ч.9 ст.7.32 | Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. | 20 000 ₽ — должностное лицо |
ч.10 ст.7.32 | Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. | 20 000-50 000 ₽ — должностное лицо |
Как избежать штрафа?
Создание постоянно действующей приемочной комиссии, утверждение положения о приемке, в котором четко регламентированы вопросы взаимодействия сотрудников учреждения, избавят КУ от нервотрепки и необходимости доказывания своей невиновности.В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона №44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. Есть проблема с приемкой – ответственность несут члены приемочной комиссии.
Вывод:
Заранее составленное Положение о приемке и приемочная комиссия - друзья КУ. Чем подробнее распишем организацию процесса приемки и исполнения контракта, тем лучше будет настроено взаимодействие между сотрудниками учреждения, тем реже «крайним» будет КУ.
Часть 2
Тактика во время проверки Итак к вам пришла проверка...Шаг 1
«А кто вы такие?»
Тактика, которая требует минимум усилий, но ее применение возможно преимущественно на местном уровне.Проверяем в приглашении «на разбор» организацию, планирующую составить протокол и статью КоАП, по которой планируется составление протокола. После чего открываем главу 23 КоАП и ищем там эту организацию, и внимательно проверяем ее полномочия на составление протокола по данной статье. Нет таких полномочий – игнорируем, есть – переходим к ШАГУ 2.
Шаг 2
Пример 1. Истек срок действия контракта, а сведения об исполнении по истечении установленных сроков не размещены. По факту же заказчик нарушил свои обязательства по оплате, поэтому контракт не был закрыт КУ в Реестре. Тоже нарушение, но совсем другое. И ответственность несет другой сотрудник.
Пример 2. Вас вызывают по вопросу несвоевременного размещения информации по исполнению контракта в Реестре контрактов. В этот период времени вы не работали: были в отпуске, а Вас замещал другой сотрудник или еще не были переведены на должность КУ или не работала система ЕИС, и вы не смогли разместить сведения из-за сбоя итд.
Тактика: Не забываете о том, что вы имеете право дать объяснения в ходе составления протокола, которые должны быть в нем отражены (ст. 28 КоАП). Даже если по этому вопросу вы уже давали объяснение (например, в ходе проведения проверки, по результатам которой составляется протокол), ваше право дать объяснения для включения в протокол еще раз.
Даже если данные нового объяснения будут сильно разниться с данными старого – это повод для дополнительных вопросов к вам, но не повод для отказа в отражении нового объяснения в протоколе. Объяснение при проверке и объяснение при составлении протокола – разные документы. Чтоб ничего не забыть, приходите на составление протокола с уже готовым объяснением. Излагайте, почему на ваш взгляд установленный признак нарушения не является свидетельством нарушения по статье составления протокола. Все документы, которые могут это подтвердить, прикладывайте к объяснению, и отражайте это по тексту объяснения, а также в виде перечисления приложений.
Шаг 3
Поэтому действуем максимально тактично.
Открываем свои должностные инструкции и обязанности и читаем – насколько вы ответственны за совершенное нарушение. Даже при наличии фразы «выполнять распоряжения начальника или лиц его заменяющих», ваша вина еще не доказана, пока не будет установлено, что вы данное распоряжение получили Не входит в ваши должностные обязанности? Готовим объяснение согласно Шага 2.
Выяснили – да, входит. Следующий этап – наличие вины. Начинаем доказывать, что исполнить свои обязанности вы не могли по объективным причинам, с приложением документов, подтверждающих это. А вот насколько они будут убедительны – зависит от вас. Готовьтесь к разным сценариям и вопросам.
Болели и пропустили срок? - Сочувствуем. Были в отпуске? - Поздравляем. А почему вашей электронной подписью подписано?
Бухгалтерия документы об оплате не передала? А она была должна? А на основании чего?
Это кто такое ТЗ составил? Начальник транспортного цеха? А проверял его на соответствие нормам 44-ФЗ тоже он? А почему не вы?
Почему эту заявку не допустили? Все не допустили и вы не допустили? До всех еще дойдем, а сейчас вопрос именно к вам.
Постарайтесь продумать тактичные ответы на эти вопросы заранее.
В объяснениях, особенно в письменных, не делайте выводов о чужих обязанностях, только о своих. Не «бухгалтерия была должна…», а «в мои обязанности не входило…» Пусть контролеры сами разбираются, кто и что должен был сделать. А не найдут – ответственность скорее всего возложат на руководителя.
«Какое такое нарушение?»
Нередки случаи, когда в наличии признаки нарушения, но фактически нарушение отсутствует. Это случается, когда контрольный орган не имеет полной картины ситуации (в силу объективного отсутствия информации, например, при проведении камеральных проверок, или при формальном подходе проверяющего к работе).Пример 1. Истек срок действия контракта, а сведения об исполнении по истечении установленных сроков не размещены. По факту же заказчик нарушил свои обязательства по оплате, поэтому контракт не был закрыт КУ в Реестре. Тоже нарушение, но совсем другое. И ответственность несет другой сотрудник.
Пример 2. Вас вызывают по вопросу несвоевременного размещения информации по исполнению контракта в Реестре контрактов. В этот период времени вы не работали: были в отпуске, а Вас замещал другой сотрудник или еще не были переведены на должность КУ или не работала система ЕИС, и вы не смогли разместить сведения из-за сбоя итд.
Тактика: Не забываете о том, что вы имеете право дать объяснения в ходе составления протокола, которые должны быть в нем отражены (ст. 28 КоАП). Даже если по этому вопросу вы уже давали объяснение (например, в ходе проведения проверки, по результатам которой составляется протокол), ваше право дать объяснения для включения в протокол еще раз.
Даже если данные нового объяснения будут сильно разниться с данными старого – это повод для дополнительных вопросов к вам, но не повод для отказа в отражении нового объяснения в протоколе. Объяснение при проверке и объяснение при составлении протокола – разные документы. Чтоб ничего не забыть, приходите на составление протокола с уже готовым объяснением. Излагайте, почему на ваш взгляд установленный признак нарушения не является свидетельством нарушения по статье составления протокола. Все документы, которые могут это подтвердить, прикладывайте к объяснению, и отражайте это по тексту объяснения, а также в виде перечисления приложений.
Шаг 3
«А я что? Я ничего! Это ему не слышно»
Как показывает практика, данная тактика наиболее психологически трудна для использования лицами, в отношении которых составляется протокол по причине того, что при ее применении, под удар может попасть руководитель, главный бухгалтер и иной выше стоящий сотрудник.Поэтому действуем максимально тактично.
Открываем свои должностные инструкции и обязанности и читаем – насколько вы ответственны за совершенное нарушение. Даже при наличии фразы «выполнять распоряжения начальника или лиц его заменяющих», ваша вина еще не доказана, пока не будет установлено, что вы данное распоряжение получили Не входит в ваши должностные обязанности? Готовим объяснение согласно Шага 2.
Выяснили – да, входит. Следующий этап – наличие вины. Начинаем доказывать, что исполнить свои обязанности вы не могли по объективным причинам, с приложением документов, подтверждающих это. А вот насколько они будут убедительны – зависит от вас. Готовьтесь к разным сценариям и вопросам.
Болели и пропустили срок? - Сочувствуем. Были в отпуске? - Поздравляем. А почему вашей электронной подписью подписано?
Бухгалтерия документы об оплате не передала? А она была должна? А на основании чего?
Это кто такое ТЗ составил? Начальник транспортного цеха? А проверял его на соответствие нормам 44-ФЗ тоже он? А почему не вы?
Почему эту заявку не допустили? Все не допустили и вы не допустили? До всех еще дойдем, а сейчас вопрос именно к вам.
Постарайтесь продумать тактичные ответы на эти вопросы заранее.
В объяснениях, особенно в письменных, не делайте выводов о чужих обязанностях, только о своих. Не «бухгалтерия была должна…», а «в мои обязанности не входило…» Пусть контролеры сами разбираются, кто и что должен был сделать. А не найдут – ответственность скорее всего возложат на руководителя.
Шаг 4
Многие сотрудники контрактных служб считают, что нарушение, незначительное в денежном выражении, относится к малозначительным. Но величина нарушения в денежном эквиваленте – не показатель считать нарушение малозначительным.
Сам КоАП не дает нам определения, что есть малозначительность, для этого обращаемся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5:
«Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений». То есть – если отсутствие такого нарушения ничего бы не изменило по существу, значит, оно малозначительно. Если ваше нарушение можно отнести к таковым – это еще один ваш шанс не платить штрафа. Обращаю внимание, что несмотря на то, что вышеприведенное определение сделано органом судебной власти, есть смысл использовать его положения и на досудебных этапах дела (проверка, составление протокола) – помним о возможности отмены протокола через суд и затратах времени проверяющего и составляющего протокол лиц.
Это означает, что судья, должностное лицо, уполномоченный орган вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного конкретной статьей.
Для применения рассматриваемой нормы должны соблюдаться следующие условия:
1) наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица;
2) минимальный размер административного штрафа для должностного лица должен быть не менее 50 000 руб.
Именно последний пункт о минимальном размере штрафа зачастую игнорируется должностными лицами, обжалующими постановления о назначении административного наказания. Очень часто обжалуются решения контрольного органа в части неприменения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при штрафах в 10 000,20 000 и т. д.
2. Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2 КоАП РФ. Данные обстоятельства учитываются при назначении наказания за совершение административных правонарушений. В частности, к ним относятся:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка и другие.
Внимательно ознакомьтесь со ст. 4.2 КоАП. Для того, чтобы уменьшить сумму штрафа подготовьте заранее документы, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств: наличие малолетних детей, справки о Ваших доходах, ипотеке итд. Справки о состоянии Вашего здоровья, беременности также могут быть учтены. Нелишним будет подготовить документы о том какой Вы
«золотой сотрудник и прекрасный со всех сторон положительный человек», похвальные листы, грамоты и.т.д.
Обратите внимание, что учесть при назначении наказания обстоятельство, смягчающее ответственность возможно только тогда, когда в норме КоАП предусмотрен нижний и верхний пределы наказания. Если санкция прямо не предусматривает верхний и нижний пределы наказания, то контрольный орган не вправе применить положения о смягчении наказания.
Поэтому сбор справок и написание ходатайства о применении обстоятельств, смягчающих ответственность, к примеру, при рассмотрении дела о несвоевременном направлении сведений в реестр контрактов (влечет наложение штрафа в размере 20 000 руб.) а также по иным статьям КоАП РФ, где предусмотрено фиксированное наказание, будет абсолютно бессмысленным. В этом случае пытаемся применить ШАГ 4 – малозначительность.
«Ну я Нарушил, и что?», или значительность малозначительности
Ну и теперь, если линии нашей обороны от штрафов порушены, переходим к предпоследнему бастиону – малозначительности, предусмотренной ст. 2.9. КоАП.Многие сотрудники контрактных служб считают, что нарушение, незначительное в денежном выражении, относится к малозначительным. Но величина нарушения в денежном эквиваленте – не показатель считать нарушение малозначительным.
Сам КоАП не дает нам определения, что есть малозначительность, для этого обращаемся к п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5:
«Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений». То есть – если отсутствие такого нарушения ничего бы не изменило по существу, значит, оно малозначительно. Если ваше нарушение можно отнести к таковым – это еще один ваш шанс не платить штрафа. Обращаю внимание, что несмотря на то, что вышеприведенное определение сделано органом судебной власти, есть смысл использовать его положения и на досудебных этапах дела (проверка, составление протокола) – помним о возможности отмены протокола через суд и затратах времени проверяющего и составляющего протокол лиц.
Шаг 5
«Сами мы не местные...», или обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Назначение наказания в размере менее минимального. Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.Это означает, что судья, должностное лицо, уполномоченный орган вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного конкретной статьей.
Для применения рассматриваемой нормы должны соблюдаться следующие условия:
1) наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица;
2) минимальный размер административного штрафа для должностного лица должен быть не менее 50 000 руб.
Именно последний пункт о минимальном размере штрафа зачастую игнорируется должностными лицами, обжалующими постановления о назначении административного наказания. Очень часто обжалуются решения контрольного органа в части неприменения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при штрафах в 10 000,20 000 и т. д.
2. Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2 КоАП РФ. Данные обстоятельства учитываются при назначении наказания за совершение административных правонарушений. В частности, к ним относятся:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка и другие.
Внимательно ознакомьтесь со ст. 4.2 КоАП. Для того, чтобы уменьшить сумму штрафа подготовьте заранее документы, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств: наличие малолетних детей, справки о Ваших доходах, ипотеке итд. Справки о состоянии Вашего здоровья, беременности также могут быть учтены. Нелишним будет подготовить документы о том какой Вы
«золотой сотрудник и прекрасный со всех сторон положительный человек», похвальные листы, грамоты и.т.д.
Обратите внимание, что учесть при назначении наказания обстоятельство, смягчающее ответственность возможно только тогда, когда в норме КоАП предусмотрен нижний и верхний пределы наказания. Если санкция прямо не предусматривает верхний и нижний пределы наказания, то контрольный орган не вправе применить положения о смягчении наказания.
Поэтому сбор справок и написание ходатайства о применении обстоятельств, смягчающих ответственность, к примеру, при рассмотрении дела о несвоевременном направлении сведений в реестр контрактов (влечет наложение штрафа в размере 20 000 руб.) а также по иным статьям КоАП РФ, где предусмотрено фиксированное наказание, будет абсолютно бессмысленным. В этом случае пытаемся применить ШАГ 4 – малозначительность.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В НАШЕМ УЧЕБНОМ КУРСЕ:https://academy-kr.ru/course/view.php?id=42
Отзывы